Премьер-министра просят обратить внимание на проблему аутизма в Казахстане

На со­сто­яв­шем­ся се­год­ня в Ма­жи­ли­се пле­нар­ном за­се­да­нии с де­пу­тат­ским за­про­сом к Пре­мьер-ми­ни­стру РК Ах­ме­то­ву С.Н. об­ра­ти­лась де­пу­тат Пар­ла­мен­та Свет­ла­на Фер­хо. Ее за­прос ка­сал­ся про­блем аутиз­ма в Ка­зах­стане, пе­ре­да­ет ИА Zakon.​kz.
По сло­вам С.Фер­хо, на­чи­ная, с 2000 го­да в ме­ди­цин­ской прак­ти­ке ми­ра счи­та­лось, что рас­про­стра­нен­ность аутиз­ма со­став­ля­ет от пя­ти до 26 слу­ча­ев на 10 ты­сяч дет­ско­го на­се­ле­ния. По дан­ным Все­мир­ной ор­га­ни­за­ции аутиз­ма, в 2008 го­ду один слу­чай аутиз­ма при­хо­дил­ся на 150 де­тей. За 10 лет ко­ли­че­ство де­тей с аутиз­мом вы­рос­ло в 10 раз.
Как от­ме­ти­ла С.Фер­хо, в РК про­бле­ма су­ще­ству­ет и, как ми­ни­мум тре­бу­ет офи­ци­аль­но­го при­зна­ния и при­ня­тия необ­хо­ди­мых мер по ре­ше­нию со­ци­аль­ной ре­а­би­ли­та­ции и адап­та­ции стра­да­ю­щих аутиз­мом де­тей и взрос­лых.
Ос­нов­ным пре­пят­стви­ем на пу­ти улуч­ше­ния здо­ро­вья и ка­че­ства жиз­ни де­тей и се­мей, ко­то­рых кос­ну­лась про­бле­ма аутиз­ма, яв­ля­ет­ся нехват­ка зна­ний и опы­та, несвое­вре­мен­ная про­фес­си­о­наль­ная кон­суль­та­ция со сто­ро­ны спе­ци­а­ли­стов и экс­пер­тов, недо­ста­точ­но под­го­тов­лен­ных в дан­ной об­ла­сти.
А это, в свою оче­редь, при­во­дит к то­му, что, ре­бен­ку с аутиз­мом мо­гут ста­вить та­кие ди­а­гно­зы как за­держ­ка пси­хо­мо­тор­но­го раз­ви­тия, ум­ствен­ную от­ста­лость, за­держ­ку ре­че­во­го раз­ви­тия, а при пе­ре­хо­де во взрос­лую по­ли­кли­ни­ку ста­вят пси­хи­ат­ри­че­ские ди­а­гно­зы – та­кие как ши­зо­фре­ния, хо­тя к пси­хи­ат­ри­че­ским ди­а­гно­зам аутизм ни­как не от­но­сит­ся. Со­от­вет­ствен­но, на­зна­ча­е­мое ме­ди­ка­мен­тоз­ное ле­че­ние пси­хо­троп­ны­ми пре­па­ра­та­ми толь­ко усу­губ­ля­ет бо­лезнь, а впо­след­ствии при­во­дит к то­му, что ре­а­би­ли­ти­ро­вать ре­бен­ка ста­но­вит­ся невоз­мож­но.
И бла­го­да­ря толь­ко свое­вре­мен­ной ди­а­гно­сти­ке и ран­ней кор­рек­ци­он­ной по­мо­щи мож­но до­бить­ся мно­го­го: адап­ти­ро­вать ре­бен­ка к жиз­ни в об­ще­стве, на­учить его справ­лять­ся с соб­ствен­ны­ми стра­ха­ми, кон­тро­ли­ро­вать эмо­ции.
С. Фер­хо про­сит рас­смот­реть воз­мож­ность в со­зда­нии ра­бо­чей груп­пы из за­ин­те­ре­со­ван­ных ми­ни­стерств и ве­домств, с при­вле­че­ни­ем НПО, за­ни­ма­ю­щих­ся дан­ной про­бле­мой в Ка­зах­стане, и та­к­же по­ру­чить ми­ни­стер­ствам от­ра­бо­тать во­про­сы для вы­ра­бот­ки ком­плекс­ной си­сте­мы по ока­за­нию по­мо­щи лю­дям с аутиз­мом:
Ми­ни­стер­ству тру­да и со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния РК: вклю­чить в Клас­си­фи­ка­тор про­фес­сий – по­ня­тие «Ас­си­стент», спе­ци­аль­ный пе­да­гог, со­про­вож­да­ю­щий ре­бен­ка с осо­бен­но­стя­ми в раз­ви­тии во вре­мя за­ня­тий, обу­че­ния, а та­к­же вклю­чить Ас­си­стен­та в Ин­ди­ви­ду­аль­ную про­грам­му раз­ви­тия ре­бен­ка.
Ми­ни­стер­ству здра­во­охра­не­ния РК: опре­де­лить ста­тус де­тей с аутиз­мом, так как де­ти с рас­строй­ством аути­сти­че­ско­го спек­тра в боль­шин­стве слу­ча­ев ука­за­ны под дру­ги­ми ди­а­гно­за­ми,  раз­ре­шить во­про­сы по ин­ва­лид­но­сти. К со­жа­ле­нию, аутизм не яв­ля­ет­ся при­чи­ной по­лу­че­ния ин­ва­лид­но­сти, ин­ва­лид­ность да­ет­ся в слу­чае, ес­ли у ре­бен­ка име­ет­ся дру­гой со­пут­ству­ю­щий ди­а­гноз, по этой при­чине мно­гие де­ти с аутиз­мом ли­ше­ны со­ци­аль­ной по­мо­щи со сто­ро­ны го­су­дар­ства. Кро­ме то­го вве­сти скри­нинг на аутизм всех де­тей в воз­расте от 18 до 24 ме­ся­цев, на­чать ста­ту­чет де­тей с рас­строй­ства­ми аути­сти­че­ско­го спек­тра. При­дать офи­ци­аль­ный ста­тус мо­ни­то­рин­гу и со­дей­ствию раз­ви­тия де­тей в рам­ках служб пер­вич­ной ме­ди­ко-са­ни­тар­ной по­мо­щи (при по­ли­кли­ни­ках) с це­лью обес­пе­че­ния вы­яв­ле­ния на ран­нем эта­пе рас­стройств аути­сти­че­ско­го спек­тра и дру­гих на­ру­ше­ний раз­ви­тия, со­дей­ство­вать с ми­ни­стер­ством об­ра­зо­ва­ния и на­у­ки по сов­мест­но­му вы­пол­не­нию го­су­дар­ствен­но­го за­ка­за на под­го­тов­ку, пе­ре­под­го­тов­ку и со­вер­шен­ство­ва­ние зна­ний ме­ди­цин­ских ра­бот­ни­ков об­ще­го и спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­но­го про­фи­ля в об­ла­сти аутиз­ма.
Ми­ни­стер­ству  об­ра­зо­ва­ния и на­у­ки РК: раз­ра­бо­тать го­су­дар­ствен­ные стан­дар­ты об­ра­зо­ва­ния для под­го­тов­ки спе­ци­а­ли­стов (мед­ра­бот­ни­ков и пе­да­го­гов) об­ще­го и спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­но­го про­фи­ля в об­ла­сти аутиз­ма в средне-спе­ци­аль­ных и выс­ших учеб­ных за­ве­де­ни­ях, рас­смот­реть во­прос о при­со­еди­не­нии Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан к Все­мир­ной ини­ци­а­ти­ве по обес­пе­че­нию охра­ны здо­ро­вья лю­дей с аутиз­мом, вве­сти в ти­по­вое штат­ное рас­пи­са­ние об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лы де­фек­то­ло­га, ко­ор­ди­на­то­ра по кор­рек­ци­он­ной ра­бо­те и ас­си­стен­та, с це­лью раз­ви­тия ин­клю­зив­но­го об­ра­зо­ва­ния, со­дей­ство­вать  от­кры­тию  цен­тров со­ци­аль­ной ре­а­би­ли­та­ции для де­тей, стра­да­ю­щих аутиз­мом.
Ми­ни­стер­ству куль­ту­ры и ин­фор­ма­ции РК: рас­смот­реть воз­мож­ность от­ме­чать 2 ап­ре­ля Все­мир­ный день рас­про­стра­не­ния ин­фор­ма­ции о про­бле­ме аутиз­ма.

Об авторе admin

Один из основателей Фонда, папа аутичного ребенка
Запись опубликована в рубрике Аутизм. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.