речь аутичных детейПримерно 30-50% людей, страдающих расстройствами аутистического спекта, остаются на минимальном уровне вербального развития на протяжении всей своей жизни с минимально или нефункциональной речью (National Institutes of Health & National Institute on Deafness and Other Communication Disorders, 2010; Johnson, 2004; Mirenda, 2003). Такие люди могут опираться на требующие больших усилий модели коммуникации: они тянутся к желаемому предмету, берут чью-то руку, чтобы получить доступ к необходимому предмету или добиваются получения предмета, не вступая в коммуникацию вовсе. Попытки коммуникации могут также принимать форму проблемного поведения, такого как агрессия, аутоагрессия и приступы гнева.

Перед родителями стоит трудная задача выбора лечения для аутичных детей с минимальными вербальными навыками, потому как большой перечень методов постоянно используется специалистами по работе с проблемами речи и поведенческими аналитиками, и они имеют различный уровень успешности и свидетельства эффективности.
Ниже описываются наиболее часто используемые методы вмешательства в области целевых речевых навыков.
Метод
Краткое описание
Свидетельства эффективности
Артикуляционная терапия
Последовательность, в которой сначала практикуется целевой звук в отдельности, потом в слогах, словах, предложениях, историях, беседах и т.д.
Некоторые ограниченные свидетельства эффективности в квази-экспериментальных (исследование только одного случая и т.д.) и неэкспериментальных исследованиях (основанных на описательных отчетах, изучениях дел и т.д.)
Эхо-тренинг
Использование стратегий, основанных на прикладном поведенческом анализе, для формирования лучшего произношения определенных звуков или слов; повторение.
Хорошие доказательства эффективности, но результаты детей очень варьируют от существенного прогресса до отсутствия такового.
Метод речевых упражнений Кауфмана
Систематизированный метод формирования комбинаций звуков речи, следующий за определенным уровнем развития; разработан специально для детей с апроксией речи.
Недостаточные свидтельства эффективности в случае детей с расстройствами аутистического спектра: существуют только результаты неэкспериментальных исследований и мнения ученых.
Манд (запрос) тренинг
Использование эхо-тренинга / шейпинга речи в контексте запроса, требования; основывается на использовании мотивации ребенка к коммуникации. Другими словами, наградой за произнесение слова/фразы является получение желаемого предмета
Хорошие доказательства эффективности, однако реакция детей на данный подход варьируется (Sherer & Schreibman, 2005)
Тренинг артикуляционной моторной имитации (Rosenfeld-Johnson,
2001; Marshalla, 2009)
Подход, использующий тренинг имитации для развития неречевых движений и звуков (сложить губы в трубочку, подуть «на свечи», быстрые движения языком и др.), с применением различных инструментов (щеточек, депрессоров для языка и др.) для правильной постановки губ, языка и т.д.
Нет свидетельств эффективности в неэкспериментальных исследованиях, и все большое число исследований подтверждают отсутствие эффекта (McCauley, Strand, Lof, Schooling, & Frymark, 2009)
Модель PROMPT (модель подсказок для реструктурирования оральных мышечных фонетических механизмов) (Chumpelik [Hayden], 1984)
Тактильно-кинестетический подход, который использует подсказки, подаваемые прикосновениями к челюсти, языку и губам для формирования необходимых звуков или слов вручную. Предполагается, что он развивает моторные навыки и должные речевые движения.
Недостаточные свидетельства эффективности в случае аутичных детей. Отсутствие исследований эффективности для детей с синдромом аутистического спектра, проведенных частными исследователями / лабораториями (Pace, 2011)
Принятие решения о методе лечения должно происходить с учетом следующих факторов:
— текущий уровень доказательств эффективности;
— характеристики учащегося (например, начальный звукоподражательный репертуар);
— мотивация ребенка;
— реакция ребенка на программы, основанные на имитации;
— уровень подготовки команды специалистов;
— интенсивность планируемого вмешательства.
При разработке программы по развитию целевых эхо-/речевых навыков, придерживайтесь нижеописанной последовательности:
  1. Проведите первоначальную оценку навыков звукопроизношения у ребенка, используя стандартные артикуляционные и фоно-логические тесты (ABLLS-R (Partington, 2006), VB-MAPP (Sundberg, 2008), (EESA; Esch, 2008).
  2. Составьте список предметов или деятельности, которые представляют собой мотивацию для ребенка. Определите подходы к формированию целевых слов или речевых единиц у ребенка.
  3. Обеспечьте ребенку возможности попросить о желаемых предметах/деятельности в течение дня для того, чтобы попрактиковаться в целевых звуках/словах. Некоторые из них возникают естественным образом. Однако, часто есть необходимость в создании дополнительных возможностей для обучения.
  4. Фиксируйте частоту и точность воспроизведения ребенком целевых звуков/слов.
  5. Можно использовать подсказки, которые постепенно должны уменьшаться, когда ребенок начнет правильно воспроизводить целевые звуки/слова.
  6. Трудные целевые задачи должны практиковаться в контексте звукоподражательной программы. Систематические и частые эпизоды обучения, подсказки и усиление являются ключевыми элементами успешности такой поведенческой программы.
  7. Применение стратегий для обобщения изучаемых навыков вне структурированных сессий является критически важным фактором.
  8. Непрерывно проводите оценку разборчивости речи ребенка, чтобы обеспечить функциональность речи. Если посторонний слушатель не понимает ребенка 80% времени, тогда альтернативные способы коммуникации типа PECS должны быть дополнительно использованы, пока происходит дальнейшее развитие речевых навыков ребенка.
Newsletter of the Association for Science in Autism Treatment, Summer 2012: Tracie L. Lindblad, Reg. CASLPO (SLP), MS, Med, BCBA
Как увеличить разборчивость речи и артикуляционные навыки у аутичных детей?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.