За 50 лет работы школы и службы поддержки взрослых Национального общества аутизма (Великобритания) разработали собственную стратегию понимания и реагирования на потребности детей и взрослых в спектре аутизма. Эта стратегия может быть полезна для выявления скрытых проблем и снижения инвалидизации в результате аутизма, кроме того, она может стать основой для развития коммуникативных навыков. Все обучение сотрудников общества построено на этой стратегии, и она же является основой этического кодекса организации. Аббревиатура стратегии – СПЭНС (в английском SPELL), что расшифровывается как: СтруктураПозитивность (в подходе и в ожиданиях), ЭмпатияНизкое возбуждениеСвязи.

Стратегия СПЭНС признает уникальные и индивидуальные потребности каждого ребенка и взрослого и подчеркивает, что именно на них должны строиться планирование и организация любых вмешательств. Национальное общество аутизма верит, что несколько связанных друг с другом подходов могут помочь детям и взрослым в спектре аутизма, и что если делать акцент на их сильных сторонах и уменьшать инвалидизацию из-за их состояния, то это приведет к личностному росту и развитию и позволит им жить настолько полной жизнью, насколько это возможно. Стратегия включает следующие элементы:

Структура

Критическая важность структуры для людей в спектре аутизма хорошо известна. Она делает мир более предсказуемым, доступным и безопасным. Развитие четкой структуры способствует личной автономии и независимости и уменьшает зависимость от окружающих (например, от их подсказок) .

Для человека в спектре аутизма важно модифицировать окружающую среду и процессы, чтобы гарантировать, что человек всегда знает, что должно произойти потом и чего от него ждут. Структура также способствует развитию гибкости, уменьшая зависимость от жесткой рутины. Структура основана на сильных сторонах людей в спектре аутизма – стремлении к порядку и предпочтении визуальной организации.

Позитивность (в подходах и ожиданиях)

Очень важно, чтобы чувствительная, но последовательная программа помощи ребенку или взрослому минимизировала риск регресса и была направлена на раскрытие и развитие его потенциала. Для этого важно придерживаться высоких, но реалистичных ожиданий, основанных на тщательной оценке. Это включает личные сильные стороны и индивидуальные потребности человека, его уровень функционирования и оценку поддержки, в которой именно этот человек нуждается. Мы должны развивать и подкреплять уверенность в себе и самооценку, основанную на врожденных способностях, интересах и возможностях того или иного человека.

Очень важно, чтобы оценка учитывала широкие возможности, и чтобы выводы такой оценки не были поверхностной констатацией фактов. Оценка должна выявить барьеры для развития возможностей.

Например, у многих людей в спектре аутизма есть трудности с устной коммуникацией, и это часто приводит к тому, что их способности и потенциал недооценивают. С другой стороны, многие люди с аутизмом избегают любого нового или потенциально неприятного опыта, с помощью четкой структуры и позитивных повторений можно уменьшить их тревожность и помочь им научиться терпеть и принимать новый опыт, что раскроет им новые горизонты и навыки.

Эмпатия

Очень важно смотреть на мир с точки зрения ребенка или взрослого в спектре аутизма. Это ключ к «искусству» работы с детьми и взрослыми с аутизмом. Мы должны всегда начинать с точки зрения и ситуации самого человека, и стараться понять, как именно он воспринимает мир. Мы должны знать, что его мотивирует или интересует, а также что его пугает, беспокоит или иначе вызывает у него стресс.

Максимальные усилия, направленные на понимание, уважение и сочувствие к опыту человека с аутизмом должны стать отправной точкой всех наших попыток взаимодействия и снижения тревожности. Качество отношений между человеком и тем, кто оказывает ему поддержку, играет жизненно важную роль.

Наиболее эффективную поддержку оказывают люди, которые отличаются спокойствием, уравновешенностью, предсказуемостью, доброжелательным чувством юмора, эмпатией и склонностью к аналитическому мышлению.

Низкое возбуждение

Подходы и окружающая среда для людей с аутизмом должны отличаться спокойствием и порядком, чтобы уменьшить тревожность и повысить способность к концентрации внимания. Нужно по возможности избавляться от всего, что отвлекает внимание. Некоторым людям нужно дополнительное время для восприятия информации, особенно если речь идет о восприятии информации на слух.

У людей с аутизмом могут быть различные трудности с обработкой сенсорной информации: им может понадобиться дополнительное время для обработки информации, и мы должны исключить все неприятные и отвлекающие стимулы, которые могут им в этом помешать. Например, это могут быть посторонние шумы, яркие цвета, запахи, яркое освещение или разбросанные предметы. Информация должна преподноситься ясно и четко, в той форме, которая лучше всего воспринимается данным человеком. Следует прилагать дополнительные усилия, чтобы не перегрузить человека новой информацией и не бомбардировать его новыми данными.

Некоторые люди могут слишком слабо реагировать на определенные сенсорные стимулы, и это побуждает их искать дополнительных сенсорных ощущений. Опять же, наилучший подход состоит в том, чтобы регулировать объем сенсорной информации.

Низкое возбуждение не нужно путать с «отсутствием возбуждения». Разумеется, необходимо, чтобы люди постоянно сталкивались с новым опытом, просто ситуации нового опыта требуют заблаговременного планирования и чувствительности к состоянию человека.

Хорошо известно, что для большинства людей полезно находиться в ситуациях, где сенсорная и иная стимуляция снижена или контролируется. Кроме того, людям в спектре аутизма могут помочь дополнительная релаксация и терапия для снижения возбуждения: музыка, массаж, сенсорная диета и другие методы, направленные на успокоение и снижение тревожности.

Связи

Сильные связи между различными компонентами в жизни человека или в терапевтической программе необходимы для достижения определенной последовательности. Открытые связи и постоянная коммуникация между разными людьми (например, между родителями и учителями) способствуют целостному подходу к человеку, и уменьшают риск недопонимания, замешательства или фрагментарных и обрывочных подходов.

Люди с аутизмом, их родители или иные представители должны быть полноправными партнерами любого терапевтического процесса. Связи с обыденным опытом, в школе или в других ситуациях, позволяют человеку получать необходимые навыки для жизни в обществе.

Стратегия СПЭНС может применяться ко всем людям в спектре аутизма, включая синдром Аспергера. Она создает контекст для практики других подходов, в первую очередь метода TEACCH.

http://asperger-ru.livejournal.com/233810.html

СПЭНС (SPELL) – общая стратегия для поддержки детей и взрослых с аутизмом
Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.