Процесс обучения вашего ребенка правильно пользоваться туалетом может оказаться трудной заданий, вне зависимости от того есть ли у него аутизм или нет. Но если ваш ребенок страдает аутизмом, процесс овладения туалетными навыками может занять больше времени и иметь свои специфические проблемы.

Есть много факторов, которые необходимо учитывать при выборе правильного времени для начала обучения туалетным навыкам. Выберете время, когда у вас мало обязанностей (дел) и вы чувствуете себя свободными. Сконцентрируйтесь на одном поведении. Очень трудно менять два поведения одновременно. Решайте за один раз один вопрос. В идеале, все, кто работают с вашем ребенком, должны начинать одновременно с вами обучать ребенка пользоваться туалетом, используя один и тот же подход. Поэтому убедитесь, что школьные учителя, няни и т.д. вашего ребенка знают, когда и какой этап вы начинаете, шаги, которым нужно следовать, и какое для этого необходимо оборудование. Информировать необходимо еще и потому что поведение ребенка может измениться, особенно в начале обучения, и люди, которые с ним работают, должны знать из-за чего могло произойти это изменение поведения.

Помните, что конечной целью является самостоятельное пользование туалетом и работа по достижению этой цели может занять много месяцев. Но к этой цели мы пойдем маленькими шагами, добиваясь успеха на каждом шагу.

Дети с расстройствами аутистического спектра (ASD), часто, любят рутину (постоянные повторяющиеся действия). Вы можете, опираясь на это стремление к предсказуемости, формировать туалетные навыки как рутины. Учите ребенка всей постоянной последовательности от сообщения о необходимости посещения туалета до сушки рук, а не только сидению на унитазе. Удерживайте последовательность поведения каждый раз и используйте визуальные подсказки для поддержки последовательности. Зачастую, когда предлагаемая деятельность ожидаема, ей меньше сопротивляются. Вы можете найти примеры визуальных подсказок на сайте www.dotolearn.com/picturecards/printcards/index.htm

Первый признак того, что ребенок готов к обучению туалетным навыкам, это когда он начинает осознавать необходимость сходить в туалет. Это может отражаться в изменении модели поведения, когда ребенок мокрый или у него запачкана попа. Он может начать ерзать или отвлекаться, или информировать родителей/опекунов, что его нужно переодеть. С точки зрения физической готовности, хорошим показателем является возможность ребенка оставаться сухим в течение одного-двух часов за раз. Кроме физических факторов, связанных с приучением к туалету, необходимо рассматривать и социальные факторы. У ребенка с аутизмом редко встречается социальная мотивация типа, хочу быть как мама/папа/друг и пользоваться туалетом. Ваш ребенок, возможно, не видит смысла в переходе на пользование туалетом после использования подгузников в течение нескольких лет. Изменения могут быть очень трудными для детей с аутизмом, поэтому зачастую проще не пользоваться горшком в рамках приучения к туалету, чтобы избежать в последующем еще одного изменения горшка на унитаз.

Меняйте подгузники вашего ребенка там, где находится туалет, чтобы он мог связать туалетную деятельность с туалетной комнатой. Понаблюдайте за своим ребенком в течение нескольких дней или недель, чтобы увидеть, когда он какает и мочится. Обычно есть определенная закономерность, особенно если прием пищи и напитков происходит в одно и то же время каждый день. Выявление данной закономерности может помочь установить время, когда нужно повести ребенка в туалет, и в которое он с большой вероятностью может покакать или помочиться, и приводит к положительному подкреплению. Покажите вашему ребенку фотографию или рисунок туалета и скажите «Петя (имя вашего ребенка), туалет». Отведите его в туалет и используйте визуальные подсказки (см ниже) в процессе раздевания и усаживания ребенка на унитаз. Даже если ребенок не помочится и не испражнится, продолжайте дальнейшие действия в соответствии с визуальным планом — подсказкой, как если бы он все сделал.

Продолжайте водить ребенка в туалет в установленное время, выявленное на основе ваших наблюдений, когда вероятность испражнения и мочеиспускания наиболее высока. Если ребенок начнет мочиться в другое время, как можно быстрее отведите его в туалет, чтобы хотя часть процесса произошла в туалете. Не обращайте внимание на мокрые штаны, а похвалите (дайте позитивное подкрепление) за то, что какая-та часть процесса прошла в туалете и за выполнение дальнейших рутинных действий. Вам нужно будет решить, стоит ли и как хвалить ребенка за успешное выполнение последовательности действий туалетной рутины. Некоторые дети любят и реагируют на социальные похвалы («хороший мальчик», или щекотание), другие более эффективно реагируют на объект. Некоторым детям тяжело получать поощрение и оставаться после этого спокойными, поэтому лучше начинать обучение с той рутинной деятельности, которая идет после использования унитаза. Важно помнить, что все дети разные и они не будут одинаково реагировать на одинаковы методы обучения — то, что работает для одного ребенка, может не работать с другим.

Использование визуальных подсказок в туалете поможет ребенку понять, каких действий от него ожидают, например: спустить штаны, спустить трусы, сесть на унитаз, покакать/помочиться в унитаз, вытереть (возможно нужно указать, сколько взять квадратиков туалетной бумаги), натянуть трусы, натянуть штаны, смыть воду в унитазе, помыть руки. Возле раковины на уровне глаз ребенка должна висеть визуальная подсказка по мытью рук (см. раздел мытье рук). Убедитесь, что фотографии понятны и не двусмысленны. Например, если вы учите вашего сына стоять и мочиться в унитаз, показывайте картинку, где герой стоит и мочится в унитаз. Если вы учите делать это сидя, показывайте картинку, где ребенок сидит на унитазе.

Продолжение: ТУАЛЕТНЫЙ ТРЕНИНГ (2 ЧАСТЬ)

Огромное спасибо http://nasty09.livejournal.com за перевод!!!

ТУАЛЕТНЫЙ ТРЕНИНГ (НАЧАЛО)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.