Автор: Ключарёва Р.А.

В настоящее время КРООРИДИ «Особая семья» (г. Петрозаводск) реализует проект «Интеграция детей с ограниченными возможностями в процесс непрерывного (детский сад – школа – техникум – ВУЗ) инклюзивного образования» в рамках программы «Диалог». На данном этапе проекта организация совместно с Факультетом политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета проводит социологическое исследование, целью которого является исследование условий создания системы непрерывного (детский сад – школа – техникум – ВУЗ) инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями в Республике Карелия.

Основными задачами исследования является следующее:

1. Исследовать готовность детей и молодежи с ОВЗ к инклюзивному образованию, выявить скрытые фобии и тревоги детей и родителей;

2. Исследовать предпочтения детей и молодежи с ОВЗ в формах образования;

3. Исследовать готовность специалистов к работе в системе инклюзивного образования;

4. Исследовать нормативно-правовую базу РК для организации инклюзивного образования;

5. Исследовать материально-экономическую базу образовательных учреждений для организации инклюзивного образования;

6. Провести анализ полученных данных с точки зрения возможностей создания системы непрерывного (детский сад – школа – техникум – ВУЗ) инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями в РК;

7. Изучить имеющийся опыт инклюзивного образования в РК;

Потребность организации в проведении подобного исследования определялась тем, что в повседневной деятельности специалистов, работающих в области социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья, требуется эффективный инструмент, с помощью которого появится возможность оказывать влияние на представителей власти и лоббирование интересов детей с ОВЗ в сфере образования. Таким инструментом, по мнению разработчиков проекта, могут стать результаты исследования, а также разработанные на их основе практические рекомендации, которые позволят привлечь внимание широкой общественности (включая представителей власти) к обозначенной проблеме, вовлечь государство и общество в диалог по  вопросам инклюзивного образования, а также определить оптимальную модель инклюзивного образования для Республики Карелия.

1.Исследовательской группой Петрозаводского Государственного университета под руководством заведующей кафедрой социальной работы, кандидата педагогических наук Звягиной Ольгой Михайловной сформирована и обоснована выборочная совокупность. Проводились регулярные рабочие встречи с исследовательской группой, в результате которой разработан инструментарий исследования: опросный лист для родителей, имеющих детей с ОВЗ, гид интервью для детей с ОВЗ старше 7 лет, опросный лист для экспертов.

В процессе определения выборки было установлено взаимодействие с Министерством здравоохранения и социального развития РК и Министерством образования РК, специалисты которых оказали содействие в получении информации о положении детей с ОВЗ Республике Карелия в области образования, которая была изучена и проанализирована исследовательской группой. На данном этапе начинается апробация инструментария и опрос детей с ОВЗ и их родителей.

Опрос респондентов проводится интервьюерами, которые прошли обучение работе с семьями, имеющими детей с ОВЗ (обучение проводилось Звягиной О.М.), и инструктаж по процедуре социологического опроса (инструктаж проводился социологом, кандидатом философских наук Милюковой Ириной Александровной). Необходимо отметить, что часть работы сотрудников Петрозаводского государственного университета выполняется за счет средств, заявленных в бюджете проекта как софинансирование.

Первый этап проекта, а именно разработка и проведение исследования, уже дает свои положительные результаты как для КРООРИДИ «Особая семья», так и для ее целевой группы.

2. Руководитель проекта Роза Александровна Ключарёва, которая является председателем КРООРИДИ «Особая семья» принимала участие и провела:

  • общее организационное собрание с исследовательской группой (в которую входят руководители исследования, социологи, интервьюеры) с одной стороны и  активистами общественного объединения «Особая семья» (руководитель проекта, бухгалтер, психолог, консультант по инвалидам) с другой стороны. Цель: знакомство,  составление плана совместной деятельности по проекту, определение функциональных обязанностей;
  • 2 собрания с родителями: имеющих детей инвалидов младшего возраста (от 2,5 до 10 лет), имеющих детей инвалидов старшего возраста (от 10 до 27 лет) с целью ознакомления и разъяснения важности проведения исследования по проекту, сбора банка данных целевой группы (респондентов) и рекомендаций.
  • тренинг психолога с родителями и детьми инвалидами разного возраста для психологической подготовки к интервьюированию.
  • сбор информации о детях с ОВЗ в г. Петрозаводске (городские детские поликлиники, Медико-социальная экспертиза, реабилитационные учреждения) в районах Республики Карелия (гг. Калевала, Кондопога, Олонец, Медвежъегорский район, п. Пряжа).
  • общий семинар с участием исследовательской группы, родителей, имеющих детей с ОВЗ и самих ребят, представителей государственных ведомств и учреждений, общественных организаций.

Таким образом, проводя подготовку к исследованию, инициированному КРООРИДИ «Особая семья» мы получилиопределённый результат как положительный, так и отрицательный. Например:

Благодаря данному проекту КРООРИДИ «Особая семья» приобрела важных союзников в решении общих проблем в лице организаций и учреждений, с которыми раньше «Особая семья» не вступала в тесное взаимодействие. У Петрозаводского Государственного университета появилась возможность ещё раз продемонстрировать своё толерантное отношение к инвалидам.

Родители – охотно согласились принять участие в опросе, выразили свою заинтересованность в процессе и результатах исследования, а также внесли свои предложения по поводу процедуры опроса. В то же время они не совсем верят, что государство прислушается и решит проблему обучения и занятости инвалидов.

Дети и молодёжь с ОВЗ – легко идут на контакт, с удовольствием соглашаются на общение. С их стороны наблюдается оптимизм.

Специалисты, работающие с инвалидами – приветствуют нашу идею, проект находит отклик с их стороны, они готовы вступить в диалог по указанной проблеме,  и желают выразить свою поддержку в адрес детей и молодых людей с инвалидностью.

Во время сбора данных по детям и молодым людям с ОВЗ встретили негативное отношение к нашей просьбе ряда работников поликлиник и МСЭС.

 

 источник: http://inclusion.vzaimodeystvie.ru

Поделиться в социальных сетях

0

Оставить комментарий