МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ПРИКАЗ

от 1 октября 2010 года N 912

Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования

Во исполнение решения итоговой коллегии Министерства образования и науки от 20 августа 2010 года (протокол N 8/1-2) и в целях реализации государственной политики по обеспечению права детей с особыми образовательными потребностями на получение качественного образования, интеграции их в общество приказываю:

1. Утвердить Концепцию развития инклюзивного образования, которая прилагается.

2. Министерству образования и науки Автономной Республики Крым, управлением образования и науки областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций довести до сведения руководителей учебных заведений Концепцию развития инклюзивного образования.

3. Опубликовать Концепцию развития инклюзивного образования в Информационном сборнике Министерства образования и науки и разместить на официальном веб-сайте Министерства.

4. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.

Первый заместитель Министра

Б. М. Жебровский


Пояснительная записка

к Концепции развития инклюзивного образования

 

1.      Обоснование необходимости принятия Концепции

Разработка Концепции развития инклюзивного образования вызвано необходимостью решения важных вопросов по обеспечению права на качественное образование детей с особыми образовательными потребностями.

Присоединившись к основным международным договорам в области прав человека (Декларации ООН о правах человека, Конвенции ООН о правах инвалидов, о правах ребенка), Украина взяла на себя обязательства по соблюдению общечеловеческих прав, в частности, по обеспечению права на образование детей с особыми образовательными потребностями.

По оперативным данным, из 129 тыс. детей с особыми образовательными потребностями, которые интегрированы в общеобразовательные учебные заведения, 45 процентов составляют дети с инвалидностью.

На сегодняшнее время, организационно-методические основы учебного процесса в общеобразовательных школах ориентированы на детей с типичным развитием, и не учитывают особенностей учебно-познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями. Несоответствие форм и методов педагогического воздействия на таких детей может создавать предпосылки для формирования у них негативного отношения к учебе, девиантного поведения.

Успешное внедрение инклюзивного обучения детей с особыми потребностями, требует решения задач на государственном уровне, а именно: формирование новой философии государственной политики относительно детей с особыми образовательными потребностями, совершенствование нормативно-правовой базы в соответствии с международными договорами в области прав человека, реализации и распространения модели инклюзивного обучения детей в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях.

Принятие Концепции обеспечит родителям возможность осознанного выбора места для получения детьми с особыми потребностями качественного образования, поможет избежать многочисленных проблем, которые приводят к напряженности и обострение межличностных отношений, нарушение семейных связей, ослабление института семьи ‘е в целом.

2.                  Цель и пути ее достижения
Целью разработки Концепции является определение приоритетов государственной политики в сфере образования в части обеспечения конституционных прав и государственных гарантий детям с особыми образовательными потребностями, осуществления комплексной реабилитации таких детей, приобретение ими бытовых и социальных навыков, развитие способностей, воплощения международной практики по увеличение количества общеобразовательных учебных заведений с инклюзивным обучением, готовых к предоставлению образовательных услуг детям с особыми образовательными потребностями.

Пути развития инклюзивного образования в Украине: совершенствование нормативно-правовой базы, создание условий для беспрепятственного доступа к учебным заведениям, начиная с дошкольных, сохранения единого образовательного пространства , приведение системы образовательной работы в соответствии с потребностями ребенка, семьи, соответствующая подготовка педагогических кадров к работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

3.                  Правовые аспекты
Правовой основой Концепции являются: Конституция Украины, законы Украины “О дошкольном образовании”, “Об образовании”, “Об общем среднем образовании”, “О реабилитации инвалидов в Украине”, “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине”, “О охране детства “, Указы Президента Украины от 20.03.2008 № 244″ О дополнительных мерах по повышению качества образования в Украине “, от 18.12.2007 № 1228″ О дополнительных неотложных мерах по созданию благоприятных условий для жизнедеятельности лиц с ограниченными физическими возможностями “, постановление Кабинета Министров Украины от 29.07.2009 № 784 “Об утверждении плана мероприятий по созданию беспрепятственной жизненной среды для лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения на 2009-2015 годы” Безбарьерная Украина “, распоряжения Кабинета Министров Украины от 03.12.2009 № 1482-р “Об утверждении плана мероприятий по внедрению инклюзивного и интегрированного обучения в общеобразовательных учебных заведениях на период до 2012 года”.

Реализация Концепции требует внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты в части внедрения инклюзивного обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учебных заведениях.

4.                  Финансово-экономическое обоснование
Финансирование будет осуществляться в пределах ассигнований, предусмотренных в Государственном бюджете на соответствующий год, и за счет других источников, не запрещенных действующим законодательством.

5.                  Общественное обсуждение
Проект Концепции был размещен на сайте Министерства образования и науки для общественного обсуждения, отправлено для обсуждения и предоставления предложений в Министерство образования и науки Автономной Республики Крым, управлений образования и науки областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций.

Предложения и замечания, направленные в министерства во время общественного обсуждения, учтены.

6.                  Прогнозы результатов
Реализация Концепции будет способствовать совершенствованию нормативных основ, внедрению инновационных технологий, демократических подходов в организации образовательного процесса детей с особыми образовательными потребностями, их психолого-педагогического, медико-социального сопровождения, обеспечению архитектурной доступности общеобразовательных учебных заведений разных типов, независимо от форм собственности, и подчинения, в соответствии с потребностями детей.

 

 

  Директор департамента А. В. Ересько

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказ Министерства образования  и

 науки Украины
от__01.10_2010 № _912

КОНЦЕПЦИЯ

развития инклюзивного образования

 

Общие положения

Концепция развития инклюзивного образования разработана в соответствии с Конституцией и законами Украины, международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, социальной защиты и реабилитации лиц с инвалидностью.
Присоединившись к основных международных договоров в области прав человека (Декларации ООН о правах человека, Конвенции ООН о правах инвалидов, о правах ребенка), Украина взяла на себя обязательства по соблюдению общечеловеческих прав, в частности, по обеспечению права на образование детей с особыми образовательными потребностями.

В законах Украины “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине», «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях», «Об охране детства», «О социальных услугах», «О реабилитации инвалидов в Украине» регламентировано предоставление образовательных, медицинских, социальных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детям с особыми образовательными потребностями.

В соответствии с Конституцией Украины и законодательством в области образования, реабилитации, социальной защиты государство должно обеспечить доступность к качественному образованию соответствующего уровня детям с особыми образовательными потребностями с учетом способностей, возможностей , желаний и интересов каждого ребенка путем внедрения инклюзивного образования.

Законом Украины “О внесении изменений в законодательные акты по вопросам общего среднего и дошкольного образования по организации учебно-воспитательного процесса” внесены изменения в Закон Украины “Об общем среднем образовании” в части внедрения инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях.

Цель, задачи, принципы

Инклюзивное обучение — это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию для детей с особыми образовательными потребностями путем организации их обучения в общеобразовательных учреждениях на основе применения личностно ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей. Определение оптимальных путей и средств внедрения инклюзивного обучения базируется на основе соответствующего нормативно-правового, учебно-методического, кадрового, материально-технического и информационного обеспечения “, — говорится в пояснительной записке документа.

Целью Концепции является:

  • определение приоритетов государственной политики в сфере образования в части обеспечения конституционных прав и государственных гарантий детям с особыми образовательными потребностями;
  • создание условий для совершенствования системы образования и социальной реабилитации детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с инвалидностью, путем внедрения инновационных технологий, в частности, инклюзивного обучения;
  • формирование новой философии общества относительно позитивного отношения к детям и лиц с нарушениями психофизического развития и инвалидностью.

Основные задачи:

  • совершенствование нормативно-правового, научно-методического, финансово-экономического обеспечения, ориентированного на внедрение инклюзивного обучения;
  • внедрение инновационных образовательных технологий в контексте форм инклюзивного подхода и моделей предоставления специальных образовательных услуг для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с инвалидностью;
  • формирование образовательно-развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями путем обеспечения психолого-педагогического, медико-социального сопровождения;
  • внедрение инклюзивного модели обучения в общеобразовательных учебных заведениях с учетом потребности общества;
  • обеспечение доступа к социальной среде и учебных помещений, разработка и использование специального учебно-дидактического обеспечения, реабилитационных средств обучения;
  • совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, работающих в условиях инклюзивного обучения;
  • привлечение родителей детей с особыми образовательными потребностями к участию в учебно-реабилитационном процессе с целью повышения его эффективности.

 

Принципы развития инклюзивного образования:

  1. научность (разработка теоретико-методологических основ инклюзивного обучения, программно-методического инструментария, анализ и мониторинг результатов внедрения инклюзивного обучения, оценка эффективности технологий, используемых для достижения положительного результата, проведение независимой экспертизы);
  2. системность (обеспечение равного доступа к качественному образованию детей с особыми образовательными потребностями, преемственности между уровнями образования: ранняя помощь — дошкольное образование — общее среднее образование);
  3. вариативность, коррекционная направленность (организация личностно ориентированного учебного процесса в комплексе с коррекционно-развивающей работы для удовлетворения социально-образовательных потребностей, создание условий для социально-трудовой реабилитации, интеграции в общество детей с нарушениями психофичного развития, в том числе детей-инвалидов) ;
  4. индивидуализация (осуществление личностно ориентированного (индивидуального, дифференцированного подхода));
  5. социальная ответственность семьи (воспитание, обучение и развитие ребенка, создание надлежащих условий для развития его природных способностей, участие в учебно-реабилитационном процессе);
  6. межведомственная интеграция и социальное партнерство (координация действий различных ведомств, социальных институтов, служб с целью оптимизации процесса образовательной интеграции детей с особыми образовательными потребностями).

Пути внедрения

Реализация Концепции предусматривает комплексное решение вопросов, связанных с нормативно-правовым, научно-методическим, кадровым обеспечением инклюзивного образования.

1. Нормативно-правовое обеспечение:

  • разработка Типового положения о порядке организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях;
  • внесении изменений в Положение о центральной и республиканской (Автономная Республика Крым), областные, Киевскую и Севастопольскую городские, районные (городские) психолого-медико-педагогические консультации.

2. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях инклюзивного обучения:

  • разработка личностно ориентированных учебных планов, программ;
  • разработка методических рекомендаций, методических пособий по психолого-педагогических особенностей организации обучения, комплексной реабилитации, создание предпосылок для социализации детей с особыми образовательными потребностями дошкольного и школьного возраста в условиях инклюзии;
  • разработка критериев оценки знаний учащихся с особыми образовательными потребностями, которые учатся в общеобразовательных учебных заведениях с инклюзивным обучением;
  • обеспечение общеобразовательных учебных заведений с инклюзивным и интегрированным обучением специальными учебниками и наглядно-дидактическими материалами с учетом контингентов учащихся с особыми образовательными потребностями;
  • реализация коррекционно-развивающей составляющей личностно ориентированного учебного плана в условиях инклюзивного обучения, направленной на решение специфических задач, обусловленных особенностями психофизического развития учащихся, путем осуществления индивидуального и дифференцированного подхода.

3. Институциональные изменения:

  • введение соответствующими учебными заведениями для детей дошкольного и школьного возраста, психолого-медико-педагогическими консультациями, другими структурами в системе образования социально-педагогического патроната, системной ранней помощи и реабилитации детей с нарушениями развития, начиная от рождения;
  • внедрение в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях инклюзивного обучения с учетом пожеланий родителей (лиц, их заменяющих);
  • создание в составе органов управления образованием отдельных структурных подразделений по вопросам образования детей с особыми образовательными потребностями;
  • создание кафедр коррекционного образования (лабораторий) в институтах последипломного педагогического образования и введения должности методиста по вопросам инклюзивного обучения;
  • использование информационно-методического ресурса, кадрового потенциала специальных общеобразовательных учебных заведений, психолого-медико-педагогических консультаций для профессионального системного сопровождения детей, обучающихся по инклюзивной форме;
  • дополнение Классификатора профессий новой квалификацией — ассистент учителя.

4. Модернизация высшего педагогического образования и системы повышения квалификации педагогических кадров:

  • специальная подготовка и переподготовки педагогических кадров для работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного обучения;
  • специальная подготовки консультантов областных и районных (городских) психолого-медико-педагогических консультаций по вопросам обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного обучения;
  • внедрение системной организационно-методической, консультативно-разъяснительной работы среди руководителей учебных заведений, общественности, родителей по обеспечению права детей с особыми потребностями на образование.

Ожидаемые результаты

Реализация Концепции будет способствовать:

  • обеспечению права детей с особыми образовательными потребностями на равный доступ к качественному образованию, независимо от состояния здоровья, места их проживания;
  • созданию надлежащих условий для функционирования и развития инклюзивного образования в Украине, обеспечению достаточного объема финансирования для внедрения инклюзивного обучения;
  • изменении образовательной парадигмы, совершенствованию учебного процесса путем учета современных достижений науки и практики;
  • обеспечению архитектурной доступности общеобразовательных учебных заведений разных типов, независимо от форм собственности, и подчинения, в соответствии с потребностями детей;
  • подготовке достаточного количества квалифицированных педагогических кадров, владеющих методиками инклюзивного обучения, создание системы повышения их профессионального мастерства;
  • обеспечению учебных заведений, внедряющих инклюзивное обучение, транспортными средствами, соответствующими учебно-методическими, наглядными, дидактическими материалами, современными средствами реабилитации индивидуального и коллективного назначения.

Финансовое обеспечение:

Финансирование организации инклюзивного обучения осуществляется за счет государственного бюджета, средств местных общин и средств общественных, благотворительных и международных организаций.

 

Поделиться в социальных сетях

0