Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования (ИПИО МГППУ) продолжил свой   творческий проект – цикл интерактивных научных семинаров «Инклюзия в образовании».

29 октября 2012 года состоялся шестой семинар из данного цикла на тему «Методологическая функция рефлексивно-деятельностного подхода в инклюзивном образовании». В семинаре приняли очное и он-лайн участие научные сотрудники ведущих ВУЗов Москвы и Российских регионов, окружных ресурсных центров по развитию инклюзивного образования, специалисты школ и дошкольных образовательных учреждений, магистранты МГППУ и МГПУ.

Ведущий семинара, Светлана Владимировна Алехина, директор ИПИО МГППУ, открывая семинар,  отметила, что в настоящее время существует много контекстов при рассмотрения методологии, организации и осмысления инклюзивной практики в образовании и данная тема не раз уже поднималась на семинарах «Инклюзия в образовании».

Основной доклад на семинаре сделал Зарецкий Виктор Кириллович, кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ,  заведующий Лабораторией психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью ИПИО МГППУ. Докладчик  остановился на рефлексивно-деятельностном подходе (РДП), как на  системе принципов, ограничений и технологий, сложившаяся и отрефлексированная в ходе практической работы по оказанию помощи детям (в том числе, детям с ОВЗ) в преодолении учебных трудностей. При этом, РДП основан на выстраивании отношений  сотрудничества с ребенком, как с субъектом собственной деятельности и ее рефлексии. Обозначив некоторые проблемы инклюзивного образования, а именно создание идеальных условия развития для детей с ОВ; необходимость индивидуализации образовательного процесса; использование ресурса взаимодействия детей с ОВЗ и детей без ОВЗ для развития и тех, и других, В.К.Зарецкий привел примеры того, как должно измениться образовательное учреждение, если оно становится инклюзивным и что можно сделать в исследовательском плане (познавательные или исследовательские задачи) на основе РДП.

Содокладчики:  Гордон Маргарита Михайловна, научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью ИПИО МГППУ и Маслов Петр Валерьевич, выпускник ф-та психологического консультирования 2012 г. привели примеры работы с различными векторами развития в ходе помощи ребенку в преодолении трудностей в изучении конкретного школьного предмета и студенту с ограниченными возможностями здоровья при обучении в ВУЗе.

В качестве оппонента на семинаре выступила Воликова Светлана Васильевна,  кандидат психологических наук, доцент, ст.н.сотр. лаборатории клинической психологии и психотерапии МНИИ психиатрии Росздрава РФ. Светлана Васильевна подчеркнула, что многолетний опыт показывает актуальность применения в практике школьных учителей и психологов рефлексивно-деятельностного подхода. Он помогает ребенку учиться самостоятельно, преодолевать трудности, поверить в себя.

В дискуссии были затронуты вопросы  технологизации рефлексивно-деятельностного подходя при работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении и возможности обучения специалистов применению данных технологий на практике.
Участники поблагодарили организаторов за проведение  актуальных семинаров в условиях практического отсутствия учебно-методического обеспечения образовательного процесса в условиях инклюзии.

Заключительный, седьмой семинар из цикла «Инклюзия в образовании» состоится 26 ноября 2012г. в 18.00 в МГППУ (ауд.506)

Поделиться в социальных сетях

0

Оставить комментарий