Елена Кузьмина, психолог Городского ресурсного центра Института проблем инклюзивного образования МГППУ, специально для спецпроекта “Дети в беде”.

Для того чтобы ребенок с ОВЗ получил социальный опыт и в полной мере реализовал свои образовательные потребности, важным условием является эффективная работа системы сопровождения и поддержки детей с особыми потребностями. 

Понятие тююторства до сих пор вызывает множество вопросов. Компетенции и функциональные обязанности тьютора четко не определены, его деятельность в инклюзивном пространстве не регламентирована нормативными документами. Но все-таки тьюторство – новый в российском образовании вид педагогической деятельности – становится в условиях инклюзивной школы важным ресурсом для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения, что, должно способствовать перестройке всей системы образования.

За последние годы накоплен разнообразный опыт работы с детьми с ОВЗ в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику.

Решением Коллегии Департамента образования города Москвы от 10 июня 2010 года для реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в 2010-2011 учебном году определены 186 образовательных учреждений (91 – ДОУ и 95 – СОШ). На начало 2011-2012 учебного года таких учреждений 187. В них обучаются и воспитываются почти тысяча детей с различными нарушениями развития.

На начало 2011-2012 учебного года, по данным мониторинга Городского ресурсного центра ИПИО МГППУ, в инклюзивных школах с более чем ста детьми работают 93 тьютора. Количество детей с ОВЗ, сопровождающихся тьютором, более ста.

Распределение тьюторов, сопровождающих одного ребенка с ОВЗ, по типам нарушений:

- нарушения слуха – 2

- нарушения зрения – 2

- нарушения речи – 8

- нарушения работы опорно-двигательного аппарата, в т.ч. ДЦП – 28

- интеллектуальные нарушения – 18

- расстройства аутистического спектра – 18

- сложные дефекты – 3

- другое – 9

Практика складывается таким образом, что тьютором в инклюзивном образовании  сегодня принято считать и  помощника-сопровождающего (просто осуществляющего физическое сопровождение), и педагога сопровождения, и специалиста, проводящего дополнительные занятия.

Далеко не каждый может выполнять функции сопровождающего для ребенка с ОВЗ. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребенка), понимания понятия инклюзии, достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и многое другое.

Московский опыт показывает, что успешность тьюторской деятельности зависит от многих факторов, прежде всего:

- психологической готовности администрации и коллектива образовательного учреждения к инклюзии, понимания основных ценностей, инклюзивной деятельности, согласия с ними;

- наличия специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

- наличия необходимых специалистов или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из Ресурсных центров, центров психолого-педагогического развития и коррекции, ППМС-центров (тьютор здесь может выполнять координирующие функции).

В Москве есть детские сады, школы с подобным уровнем сопровождения, где создана та самая благоприятная образовательная среда, успешно работают службы, подготовлены кадры. Все эти образовательные учреждения готовы делиться опытом.

ГОУ Центр образования №1429 с 2007 года является участником городской экспериментальной площадки и работает над темой организации работы тьютора по интеграции ребенка с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство. В Центре образования есть дети с расстройством аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, комплексной структурой дефекта, слабовидящие ученики. За годы работы сформирована команда единомышленников, состоящая из  учителей первой ступени обучения (начальная школа), учителей-предметников, специалистов социо-психолого-логопедической службы, педагогов дополнительного образования.

В каждом инклюзивном классе есть тьютор-воспитатель, который находится рядом с ребенком в течение всего учебного дня. Тьютор координирует работу всех специалистов группы сопровождения – логопедов, психологов, дефектологов, инструктора ЛФК. Он заполняет дневник наблюдений и педагогическую карту. Также тьютор помогает выстраивать отношения ребенка с другими детьми. Особое внимание уделяется работе с родителями. Каждый участник педагогической команды является тьютором для ребенка с ОВЗ, а в идеале и для остальных учащихся образовательного учреждения.

В 2003 году одним из первых столичных общеобразовательных учреждений, принявших на обучение трех детей с серьезными проблемами развития, стала школа № 142 (ныне ЦО №1447). Проект назвали “Стрижи”, что означает “стремление к интегративной жизни”. В школе 10 классов, реализующих инклюзивную форму обучения, 25 детей с ОВЗ. К сожалению, сегодня количество специалистов сократилось, поэтому помимо тьюторов, детям с ОВЗ помогают родители.

Родители также участвуют в работе по сопровождению ребенка. При этом есть риск, что сопровождающий родитель может проявлять гиперопеку или, наоборот, недостаточно помогать учителю или даже мешать ему. Поэтому важнейшей задачей коллектива образовательного учреждения становится формирование успешного взаимодействия между основными участниками образовательного процесса и правильное распределение функциональных обязанностей каждого из них. При возникновении трудностей администрация школы может обратиться за квалифицированной помощью в центры психолого-педагогической поддержки и другие специальные учреждения.

Надо отметить, что равные возможности в получении медицинской, коррекционной и психологической поддержки в школе созданы и для всех обучающихся без исключения, что обычно приветствуется как родителями “особых”, так и обычных детей.
ГОУ СОШ №1961 (ЮЗАО) начала экспериментальную работу по созданию модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с 2005 года. В 2009-2010 учебном году на базе школы работали две экспериментальные площадки.

В школе сложилась модель двухуровневого сопровождения в зависимости от потребностей ученика. Первый уровень – сопровождение ученика педагогом сопровождения, главная задача которого оказывать ребенку физическую поддержку, помогать перемещаться, чувствовать себя уверенно в пространстве класса, в школьном здании, а также проводить педагогическую воспитательную работу. Своим примером тьютор показывает окружающим детям, как следует относиться к ребенку с проблемами физического здоровья, какую помощь можно ему оказать и как правильно это сделать. Работу тьютора может выполнять подготовленный социальный педагог или воспитатель, родитель.

Некоторым детям с особенностями развития недостаточно только физического сопровождения: специфика их нарушений требует, чтобы сопровождающий обладал методиками специальной коррекционной педагогики. Это второй уровень сопровождения ребенка с ОВЗ – постоянное педагогическое сопровождение ученика специалистом, например, сурдопедагогом, тифлопедагогом, дефектологом, учителем, прошедшим переподготовку, или даже родителем, получившим специальное образование.

В 2009-2010 учебном году в школу в коррекционный класс был принят ученик, мама которого прошла профессиональную переподготовку и получила специальное образование тифлопедагога и тифлопсихолога (специалиста по работе со слабовидящими людьми). Она была принята на работу в школу для осуществления специального педагогического сопровождения ученика. В этом случае родитель работает уже как профессионал сначала со своим ребенком, затем и с другими детьми. Это опыт ГОУ СОШ №1961, СОШ №713, ГБОУ детский сад №288.

В школах, где нет тьютора, ученикам с ОВЗ помогают специалисты: тифлопедагоги, сурдопедагоги, логопеды, психологи,  социальные педагоги.

Специалисты консультируют педагогов и родителей, проводят индивидуальные занятия в соответствии с расписанием и рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. Специалисты занимаются как с детьми с ОВЗ, так и с остальными детьми.

Во многих школах говорят о желании создать сильную команду разноуровневых специалистов, но зачастую такой возможности в образовательном учреждении нет. Тогда на помощь приходят окружные ресурсные центры, центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции и городской ресурсный Центр.

Здесь также могут помочь специальные (коррекционные) учреждения, которые сотрудничают с образовательными учреждениями, реализующими инклюзивную практику. Это, например, коррекционная школа VIII вида №532, №359 (ЦАО). В этих школах организован “нулевой” (диагностический) класс, часть детей из этого класса потом идет в обычную общеобразовательную школу. В округах коррекционные школы по запросу оказывают помощь детям, их учителям и родителям. В этих учреждения накоплен большой опыт по индивидуальному сопровождению учащихся, по включению детей с различными нарушениями развити (как правило, в рамках школ одного вида) в систему общешкольной работы, по использованию различных педагогических и коррекционных технологий, позволяющих каждому ученику реализовать свои индивидуальные возможности.

На сегодняшний день в образовательных учреждениях города существуют различные формы сопровождения: тьютор, педагог сопровождения, специалисты образовательных учреждений или окружных центров, студенты, волонтеры-ученики старших классов, родители ребенка с ОВЗ.

Специалисты сопровождения введены в штат, сопровождение осуществляется по договору с семьей ребенка с ОВЗ или предоставляется спонсорскими организациями (грант).

В зависимости от возможностей и потребностей ребенка тьютор может осуществлять постоянное сопровождение, присутствовать только на определенных учебных предметах, оказывать краткосрочную помощь по мере необходимости. Главная задача сопровождающего – поддерживать ребенка в его самостоятельных действиях, чтобы в дальнейшем он мог социализироваться и жить обычной жизнью среди сверстников.

источник: http://www.deti.rian.ru

Поделиться в социальных сетях

0

Оставить комментарий